?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Именно благодаря мудрости любви все,
что нас окружает - возникает и существует »
Conv.197a-b


загруженное

(Доклад оглашен на Международной научной конференции "Дни науки Философского факультета" в КНУ имени Т.Г. Шевченка, 16-17 апреля 2013 года)

Платон в своих диалогах выстраивает первую в истории западноевропейской мысли собственную фундаментальную концепцию философию любви. В корпусе произведений выдающегося древнегреческого философа можно увидеть онтологические, гносеологические, антропологические, этико-эстетические и другие аспекты феномена любви. Сейчас же попробуем с Вами выяснить, с точки зрения Платона, герменевтичнисть ее природы, которая особым образом раскрывается в разговоре Сократа с Диотимой.

Диотима, как женщина, обладающая особыми знаниями об Эросе (любовь) называет его Великим гением (Δαίμων μέγας) [Conv. 202d]. Гениальность его заключается в том, что он является толкователем и посредником между Божественным и человеческим мирами (Ἑρμηνεῦον καὶ διαπορθμεῦον θεοῖς τὰ παρ ἀνθρώπων) [Conv.203e] Поэтому, находясь посредине между Богом и людьми, Эрос осуществляет прежде всего словесную службу. В этом как раз его основная функция и сила. Он герменевт (δαμονιον ερμενεῦτον), что дает людям понимание божественной истины. Именно в этом ракурсе Платон и говорит об эротическом знании: знание, которое начинается с любви [Яннарас Х. Филия, агапэ и эрос в церковной перспективе / Х. Яннарас / Человеческая целостность и встреча культур / Сост К.Б. Сигов. - М.: ДУХ И ЛИТЕРА, 2007. - С.63]. Это знание, которое от любви дает особенное и уникальное понимание всего.

Поэтому русский философ А. Ф. Лосев, отмечает, что согласно Платону, без Эроса невозможна было просвещение [Лосев А.Ф. Эрос у Платона / А. Лосев. Бытие-имя-космос. / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - С.54]. Следовательно, Эрос является незаменимым помощником Разума, поскольку сама природа, сущность Эроса, не в постижении и завладении объектом, не в осуществлении желания, а в том, что он является путем для постижения предмета стремления, который всегда отдаленный и обязательно внешний по душе любящего [Головач В. «Ерос» бездомний, або вічний мандрівник в пошуках загубленого раю / В. Головач / / ДУХ І ЛІТЕРА. - 2002 - № 10 - с.364]. Ум не может существовать без любви сам по себе, иначе он становится «корыстным» и «утилитарным», однако если он тесно связан с ней, то будет служить ради людей, тех личностей, на которые направлено чувства (интенция) любви. Только любовь дает ясное и четкое понимание мира, Другого и себя. Только она способна на полное и достоверное толкование всего, что окружает той или иной личности. Поэтому и Платон отмечает, что только любовью должен руководствоваться человек, желающий прожить жизнь хорошо; ничто кроме любви ей не поможет - ни родные, никакие почести, ни богатство, вообще ничто на свете (ὃ γὰρ χρὴ ἀνθρώποις ἡγεῖσθαι παντὸς τοῦ βίου τοῖς μέλλουσι καλῶς βιώσεσθαι, τοῦτο οὔτε συγγένεια οἵα τε ἐμποιεῖν οὕτω καλῶς οὔτε τιμαὶ οὔτε πλοῦτος οὔτ ἄλλο οὐδὲν ὡς ἔρως) [Conv.178c-d]

загруженное (1)
Любовь, будучи по своей природе герменевтической, связанная согласно Платону с таким феноменом как справедливость (Πρὸς δὲ τῇ (Ἔρωτι) δικαιοσύνῃ σωφροσύνης πλείστης μετέχει) [Conv.196c] - она ​​объясняет, что есть правильно, а что нет, что истинно, и что ошибочно. Поэтому, главный положительный вектор справедливости заключается в том, по мнению французского персоналиста Г. Мадинье, что она как орган любви, как орудие ее бытия, существует перед лицом разума, не иначе как только для того, чтобы создавать и совершенствовать нормальные для ее появления условия в этом мире [Г. Мадинье. Сознание и любовь: очерк понятия МЫ. - М.: ИНИОН, 1994. - С. 114]. Французский мыслитель емко назвал справедливость «органом любви»: ведь тем самым он показал онтологическое единство этих двух феноменов. Однако он не назвал справедливость центральным, главным и управляющим органом любви; Справедливость «одна из ...», но не самая главная в онтологической характеристике любви.

Существуя как акт и процесс, любовь открывает понимание и проводит герменевтику сущего в его тайном бытии, причем так, что благодаря ему любящий и любимое могут участвовать друг в друге, расширяя себя за счет Другого и обретая тем самым себя в Другом и при этом не терять себя в каком-то всепоглощающему экстазе. Правильная любовь проявляется в своей чистоте бытия, и те, кто оказывается вовлеченными в эту стихию любви, предстают в разрезе этого истинного бытия, в мире чистых сущностей или, как сказал бы Платон, идей [Бауман З. Нужен ли любви рассудок? / З.Бауман. Индивидуализированное общество. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.120]. На это способна любовь благодаря тому, что, согласно мнению древнегреческого философа, она находится и разлитая по всему бытию, даже свойства времен года зависят исключительно от нее [Conv. 187e]. Также это касается и межличностных отношений. Никто не может познать, понять, осознать сущность другого человека до тех пор, пока не полюбит ее. В духовном акте любви человек становится способным увидеть черты и особенности любимого человека, и даже более того, он видит потенциальное в нем то, что не обнаружено, но должно быть изобретенным »[Братусь Б.С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности / Б.С. Братусь / / Вопросы философии. - 2009 - № 12 - С.37]. Для Платона, любовь является не просто чувством, страстным желанием, а мудрым чувством, которое не оценивает предмет своей любви меркантильно, а глубинно и фундаментальную, так как эта личность непосредственно дана нам как таковая.

Таким образом, можно сказать, что при рассмотрении платоновской онтологии Эроса можно с уверенностью сказать, что герменевтичнисть является одной из онтологических характеристик любви. Именно благодаря любви человек способен по-особенному в смысле подлинности, глубинной истинности познать Другого, она сама и вообще все, что его окружает. Такое понимание значимости любви прошло красной нитью через века охватывая всю историко-философскую и культурно-историческую традицию.


931134309

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
Sergii Terepishchyi
Apr. 22nd, 2013 08:05 am (UTC)
Нельзя полюбить что-то не зная этого
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

agape_kai_eros
agape_kai_eros

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel