?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Суды любви (фр. Cours d'Amour) — феномен (исключительно) куртуазной культуры любви, главная цель которых - отделить "высокую" любовь от "низкой".

images

Суды любви возникали там, где шли дебаты между трубадурами на любовные темы. А вердикт выносила хозяйка замка, знатная Дама. Обсуждалось, например:
1) кто испытывает большее влечение - супруг(а) или любовник(ца)?
2) Может ли женщина любить одновременно двух мужчин или мужчина двух женщин?
3) Есть ли удовольствие в ласках, которых добиваются без согласия возлюбленной?

Решения заносились в Кодексы любви. Хронологически фиксация их происходила в течении века, приблизительно с 1150 по 1250 года. Также судилища любви могли состояться из знатных дам, обсуждавшие вопросы о любви. И даже иногда имели силу закона. Так, Суды любви могли дать развод супругам.


images (1)


География этого явления в основном ограничивалась территорией Франции (а именно в Провансе). Хотя случаи их проведения зафиксированы исторически и литературно на территории нынешних Италии и Испании. Также судилища любви могли состояться из знатных дам, обсуждавшие вопросы о любви.

Существование таких "С. любви" в новейшее время одними учеными отчасти, другими совершенно отвергается.

"PRO..."

загруженное

Впервые об этом оригинальном учреждении упоминается в XVI в., в книге Жана Нострадама "Vie des poètes provensaux". По его словам, как скоро возникал между трубадурами спор по какому-нибудь вопросу, относящемуся к теории любви, и спорящие не приходили к соглашению, они обращались за разрешением спора к знатным дамам-президентшам, державшим гостеприимный двор любви. Эти дамы постановляли окончательные решения по тому или другому общему вопросу, носившие название lous arrests d'amour. О вмешательстве в действительные споры влюбленных Нострадам не говорит.

У позднейших писателей С. любви превращаются в правильно функционирующие учреждения. Так, по Legrand de Aussy ("Fabliaux ou Contes", 1779), Cуды любви имели назначением рассмотрение, кроме теоретических вопросов, и фактических споров между влюбленными. Между тем, в памятниках средневековья выражение "Cour d'Amour" означало собою отнюдь не реальное собрание с юридическими или критическими функциями, а "двор бога любви" или "богини любви", что служило излюбленною поэтическою картиною (см. Rajna, "Le Corti d'Amore", Милан, 1890).

У Боккаччио corte d'amore означает просто торжественное собрание. Начиная с Крешимбени, вопрос о существовании "Судов любви" все более и более подвергается научному критическому исследованию. К достоверности данных книги Нострадама и его последователей начинают относиться скептически. На первый план выступает в роли ключа для исследования этого запутанного вопроса книга Андрея Капеллана ("De arte honeste amandi et de reprobatione amoris"), написанная в 1170—1180 гг. и изданная в XV и XVI вв., позже — у Aretin ("Aussprüche d. Minnegerichte..." в "Beiträge zur Gesch. und Lit.", т. I, Мюнхен, 1803, с немецким переводом 1842 г. и частью итальянского перевода по Crescimbeni). В 1817 г. Raynouard собрал все сказания о С. любви, систематизировал их и выработал теорию о постоянно и правильно собиравшихся дамских судилищах, задачей которых служила критическая оценка тенсон, разрешение вопросов любовной казуистики и разбор действительных споров между влюбленными.

Новый свет пролил на этот темный вопрос Райна. По мнению этого исследователя, С. любви не вымышлены Капелланом: они имели своим назначением установление принципов любовной казуистики; действительные случаи ими не обсуждались, а если и обсуждались, то без просьбы сторон, имена которых ни в каком случае не произносились и никакого обязательного значения решения не могли иметь (Rajna, "Le Corti d'Amore", Милан, 1889, и "Tre studi per la storia del libro di Andrea Capéllano" в "Studij di filologia romanza", 1890). Приверженцем Райна является финляндский ученый W. Söderhjelm ("Literaturblatt für germ.-röm. Phil.", 1890, № 12). В 1891 г. V. Crescini ("Per la questione delle corti d'amore") выдвинул новую теорию. Он считает существование С. любви бесспорным, равно и то, что ими иногда разбирались действительные раздоры между влюбленными. Вместе с Троелем он признает, что постановления этих судилищ считались обязательными для обеих сторон, "честным словом" обязывавшихся исполнять решения; имена спорящих оставались в тайне. Действительные факты, по мнению Крешини, расходящегося в этом пункте с Троелем, обсуждались не одною дамою, а целым собранием, в состав которого, хотя и редко, входили и мужчины. Крешини нашел много приверженцев, в том числе самого Троеля, который вполне примкнул к его мнению. Все новейшие исследователи, за исключением очень немногих, соглашаются с итальянским ученым. Ср. Дашкевич, "Обзор разысканий о так назыв. Cours d'amour" ("Киевские унив. известия", 1892, № 7).

"СОNTRA..."

загруженное (1)

И. Диц (в своих "Beiträge zur Kenntniss der romantischen Poesie. Ueber die Minnehöfe", Берл., 1825), совершенно отрицает существование С. любви, не придавая никакой цены утверждениям "легковерного" Жана Нострадама. Он считает несомненным существование обычая отдавать на решение третейских судов любовные споры, но в таких случаях обращались не к постоянному какому-либо учреждению, а к частным лицам, каждый раз особо выбиравшимся. В упоминаемых у Капеллана judicia amoris Диц склонен видеть лишь торжественные собрания, на которых к знатным дамам обращались за решениями вопросов любовный теории. Мнение Дица нашло многих приверженцев среди ученых Германии и Италии (Яков Гримм и друг.), но у французов долго держалась теория Ренуара. Гастон Парис в статье "Etudes sur les romans de la Table Ronde" еще решительнее Дица отрицает существование С. любви. По его мнению, их совсем не было, не было даже торжественных собраний, предназначенных для рассмотрения вопросов любви; возможно только, что на собраниях, не специально для того устраиваемых, забавы ради предлагались дамам вопросы по теории любви. Ни судебной, ни литературно-критической функции не было у таких собраний, не имевших никакой преднамеченной цели. Датский ученый Trojel ("Middelalderens Elskovshoffer. Litter.-hist.-kritisk undersögelse", Копенг., 1888), разделяя мнение Дица и Париса, что С. любви носили характер забавы, находит, однако, что этими судами разбирались и действительные случаи. Гастон Парис выступил решительно против этой теории ("Les cours d'amour au moyen âge", "Journal des Savants", 1888, № 11—12). Мнение Париса на конец 19 века принято было многими учеными.

Среди наиболее известных мыслителей, которые рассматривали даную идею - был Йохан Хейзинга. В его работе "Осень Средневековья" речь про XV век в основном, там в какой-то момент упоминаются "суды любви" (где все находящиеся внутри, кстати, носят на головах венки из роз) и дана ссылка на комментарий:
"Суды любви (фр. Cours d'amours — иначе "курии любви" или "палаты любви") — собрания придворных во главе с "принцем любви" или "королевой любви", роли которых исполняли государи и государыни либо их родственники и приближенные. Эти собрания созывались для разбора дел любовного свойства и проходили в праздничной и игровой атмосфере, но вместе с тем с соблюдением всех норм феодального права. Это не было ни в коей мере ни реальным судоговорением, ни пародией на судебный процесс, но именно серьезной игрой, "ludum serium". Возникновение этих судов любви ранее относили к XII в., веку расцвета куртуазной культуры, однако большинство современных исследователей считают, что в ту эпоху подобные суды были всего лишь литературной фикцией. Во всяком случае, в XIV-XV вв. идея судов была заимствована из куртуазной литературы. Как пример деятельности этих судов можно привести малодостоверный, но чрезвычайно характерный анекдот, возникший в XII в. В суд любви обратился некий рыцарь, заявивший, что он сам и другой рыцарь любили одну даму. Дама любила второго, но обещала уступить первому, если разлюбит своего избранника. Впоследствии она выходит замуж за второго рыцаря. Первый рыцарь требует исполнения обещания. Суд торжественно постановляет: иск его справедлив, ибо между мужем и женой любви быть не может..."


Вывод:Как бы там ни было - существовали в действительности "Суды любви" или это вымышленный феномен, все мыслители одностайны в одном - этот феномен фундаментально повлиял на куртуазную культуру любви и на дальнейшее развитие понимание идеи любви до нашего времени.


загруженное (2)

Дополнительная литература по даной теме:


1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры - http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich10.htm
2. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в // Одиссей. Человек в истории.- М., 1990. -С. 90-96
3. Смолицкая О.В. Куртуазная любовь - http://ec-dejavu.ru/c/Courtois.html
4. Backgrounds to Romance: "Courtly Love" - http://cla.calpoly.edu/~dschwart/engl513/courtly/courtly.htm
5. Capellanus, Andreas. The Art of Courtly Love. New York: Columbia University Press, 1964.
6. Cortly love -Материал из Энциклопедии Британника - http://www.britannica.com/EBchecked/topic/140814/courtly-love
7.Delahoyde М. Сortly love. - Washington State University - http://public.wsu.edu/~delahoyd/medieval/love.html
8. Schultz, James A. Courtly Love, the Love of Courtliness, and the History of Sexuality'. Chicago: The University of Chicago Press, 2006.
9. Ward, Matt C. The Ideas of Courtly Love Oxford, University Press, 1923.
10. Busby, Keith, and Christopher Kleinhenz. Courtly Arts and the Art of Courtliness: Selected Papers from the Eleventh Triennial Congress of the International Courtly Literature Society. Cambridge, MA: D.S. Brewer, 2006. - р. 679-692.

Profile

agape_kai_eros
agape_kai_eros

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel